Подходы к воспитанию детей

1
32

Известие о беременности становится нередко радостным шоком. Нет, не то, чтобы матери не хотят родить детей, просто не знают, как за ними ухаживать, как воспитывать. О проблемах воспитания детей мы поговорим в этой статье. Главный вопрос, на который необходимо дать ответ: Какой подход в воспитании выбрать?

Выбор 1 в воспитании детей.  Доверимся профессионалам.

Описание.

Многие материально обеспеченные семьи решают проблему воспитания, перекладывая эту проблему на плечи профессионалов. В этом есть рациональное зерно – почему бы не поручить специалистам воспитание и нахождение общего языка с ребенком? По сути, все содержание жизни ребенка готово быть оплачено как услуга, которую родители надеются получить «извне»: няни, уборщицы, гувернантки, доктора.

altСледует обратить внимание.

Умением зарабатывать в наше время – хорошая способность, однако, она требует большой временной отдачи, когда необходимо перерабатывать положенные часы. В такой ситуации, конечно же, не остается времени на воспитание ребенка, а заработанные деньги можно потратить на наем гувернантки, няни. Если оба – как мать, так и отец, строят свою карьеру, пропадая на работе большое количество времени, то такой подход кажется единственно возможным.

Предупреждение.

При злоупотреблении данного подхода возникает проблема – нарушается эмоциональный контакт между родителем и ребенком. Недостаток личного контакта родители пытаются покрыть, покупая различные игрушки, нанимая более душевных нянь, отправляя детей в детский клуб. В результате, эти попытки поддержать межличностную связь окончательно губят личностный контакт, и ребенок перестает тянуться к родителям.

Отдельная тема в таких семьях – деньги. Родители пытаются сделать деньги заменителем, суррогатом, который вызывал бы соответствующие эмоциональные переживания у ребенка. Нередко, родители чувствуют вину, за то, что не уделяют достаточно внимания своему чаду, поэтому одно из средств, с помощью которого можно справиться с таким состоянием – оплатить ребенку деньгами то, что не было дано. Но такой выход – не решение проблемы, так как он становиться стартом для ещё большего порочного круга откупа и отгораживания от своих собственных детей.

Выбор 2 в воспитании детей. Хочу все знать! Я вундеркинд!

Описание.

Знать алфавит в 3 года, читать в 4 года, иностранный язык в 5 лет, второй иностранный язык в 6 лет. При этом у детей нет ни минуты покоя, гонка по всевозможным кружкам, клубам, репетиторам, дополнительным курсам. При этом в такой семье существует строгий дневной, недельный, месячный, годовой распорядок. И не дай бог его нарушить! Планы по воспитанию и программы достижений выстроены на года вперед! При этом заминка на пути может вызвать такую бурю эмоций со стороны родителей, что простая тревога и растерянность могут показаться всего лишь цветочками.

При этом ребенок попадает в строго регламентированную систему поощрения и неодобрения. Сделали ли ты то, что было запланировано и как хорошо – вот градация радости таких родителей. Здесь отсутствует нормальное детское времяпровождение с бесполезным дуракавалянием, играми в прятки и др. игры с соседскими детьми, а о «пустой мечтательности» и «витанию в облаках» можно совсем забыть, так как есть план, который нужно выполнить во чтобы то ни стало.

altСледует обратить внимание.

Эта модель родилась в советское время и была усилена в перестроечное время. Быстрое изменение в «перестройку» задала модель быстрого наращивания темпов адаптации к изменениям, происходящих в окружающей среде. Родилась новая модель – чем больше знаешь, умеешь – тем выше шанс адаптации. Возникает соответствующая точка зрения и восприятия действительности: необходимо обучать детей танцам, начать учить иностранному языку (а лучше двум) в раннем детстве. Собственная тревога родителей перешла на детей.

Появившаяся конкуренция в рыночных отношениях определяют детско-родительские отношения сегодня.

Предупреждение. 

Каждый родитель выполняет двоякую роль – с одной стороны он любит просто за факт существования (безусловная любовь), вторая роль – подготовка ребенка к восприятию «взрослого мира», передача ему моделей успешного и преуспевающего человека, объяснение требований, с которыми ребенок столкнется, вступив во взрослую жизнь.

Большое преобладание второго подхода над первым, т.е. полное игнорирование первого, часто приводит к парадоксальному результату: ребенок не учится любить, радоваться многообразию жизни, а приучается оценивать и ценить жизнь, основываясь только на меркантильных мерилах, что приводит к тому, что при первом серьезном кризисе в жизни ребенок, вступивших во взрослую жизнь, растеряет все свои достижения и смешается с толпой. Ребенок не учиться принимать себя таким, каков он есть, а значит, не знает о своей самоценности и самовосприятии.

Родители очень сильно переживают за неудачи ребенка, воспринимая их как свои собственные и им нелегко пережить крушение своих надежд. Поражение ребенка в такой ситуации – их личное поражение.

Вариант 3 в воспитании детей. Нравственность превыше всего!

Описание.

Семья, придерживающаяся этой стратегии, ставит своей целью – заложить фундамент «нравственных ценностей», контролируя качество духовной пищи. Примером может быть ограничение по просмотру мультфильмов – только советские, посещения различных мероприятий – выставки, театры. При этом в большинстве случаев закладывание «верных принципов», предпочтений, правил жизни делается не для того, чтобы ребенок чего-то добился в жизни, не для будущих его социальных успехов, а просто потому, что так надо.

altСледует обратить внимание.

Такие семьи существовали всегда. В советское время такая позиция объяснялась попыткой противостояния советского образа жизни, в настоящее время – противостояния различным субкультурам, массовой культуре, её пагубному влиянию на подрастающее поколение.

Предупреждение.

Каждый из нас согласиться с утверждением, что у каждой семьи существует свой уклад, свой дух, уникальный мир, мир собственных правил и предписаний, такой мир нужен для создания у ребенка различных творческих интересов и устремлений. Однако такая позиция имеет свою темную сторону – жизнь и привычки семьи стоятся на противопоставлении с окружающим миром, что приводит к непониманию поведения других людей, к трудностям в социальной адаптации, к одиночеству. Прекращение взаимообмена со средой ведет к хаосу внутри любой системе, семья – не исключение. Общество, пытаясь поглотить такого человека, оказывающего ему активное сопротивление, рождает у этого человека бурю негатива, который он привносит в свою семью. Это влечет непонимание между родителями и ребенком и может привести к разрывам в детско-родительских отношениях.

Вариант 4 в воспитании детей. Нет запретов.

Описание.

В таком поведение есть тоже определенные моральные ценности и устои, но теперь больше со стороны родителей, которые считают, что их чадо представляет собой – самоценность, а чадо они своими директивами и предписаниями могут покалечить. Эта самоценность может быть безжалостно стерта социализацией и регламентацией, родители считают, что на них возложена миссия – сохранения «самобытности» своего чада, при этом леймотивом всего поведения служит два слова – «не навреди». Ради этого родители жертвуют не только собственным элементарным комфортом, но и здравым смыслом.

 Плохо структурируемая среда, как чрезмерно регламентированная, плохо сказывается на ребенке – любая его интенция не встречает сопротивления, при этом невозможно понять и осознать чужие и свои собственные границы.

altСледует обратить внимание.

Такое поведение родителей – это их реакция на строго регламентированное детство. При этом регламентация может как реальная, так и мнимая. Родители идут в разрез с «официальной» традицией воспитания, исповедуют идеи новых «либеральных» времен с отсутствием жесткой и уравнивающей системы.

Родители, с одной стороны, благодарны за такую регламентацию, так как она позволила им более четкими планируемыми действиями и получить образование, и найти работу, и реализоваться в жизни, с другой стороны, родители считают, что такая жесткая регламентацию забрало у них детство. Считая второе равноценным первому, они не создают для ребенка требования и правила.

Предупреждение.

 Понимание родителями необходимости предоставления ребенку свободы в его играх – бегать по лужам, кидаться снежками, играть в прятки, перемазаться от души, фантазировать и самовыражаться – достойно похвалы. Это условия счастливого детства, однако, не решая другую задачу – подготовить ребенка к его будущему социальному существованию, родители лишают своих детей радости продуктивного социального взаимодействия, не учат их умению адаптироваться, выживать в конкурентных условиях.

Родители теряют власть над ребенком, применяя только позицию «не навреди», они часто не достигают того, что иногда требуют от ребенка, а это приводит к подавлению естественного раздражения, которое накапливается и проявляется криками и скандалом.

Выбор 5 в воспитании детей. Ребенку нужна мать! А отец? Иногда…

Описание.

Особенность данного варианта проста – воспитание ребенка передано его матери. Тем самым он находится в контакте с тем, кем ему предписано быть – с самым родным человеком.

Родительские функции в такой семье разграничены гораздо жестче, чем в семье, где мать и отец совместно занимаются воспитанием ребенка. В такой семье ребенок начинает ходить в садик за два или даже за год до школы, мать же выступает основным посредником между внешним миром и миром ребенка.

altСледует обратить внимание.

Эта модель определяется протестом западным веяниям воспитания ребенка, поддерживается консервативной частью общества.

Предупреждение.

Кажется, что такая ситуация ничего опасного не несет, однако за ней может скрываться внутреннее неблагополучие самой матери.

За решением – посвятить себя всецело лишь воспитанию детей — могут срываться внутренние противоречия, сложности социальной адаптации, самореализации матери. Ребенок становится оправданием такого способа жизни.

В таких семьях возникает и другая проблема – ребенок становится тем единственным, что держит мать и отца вместе, когда же он вырастает и уходит из семьи, чтобы создать свою семью, то мать чувствует, что чувство к отцу давно прошло и их ничего уже не связывает, супружеские отношения рухнули.

Выбор 6 в воспитании ребенка. Бабушки старушки – ушки на макушке.

Описание. 

Бабушке передаются все каждодневные обязанности по уходу за ребенком. Она всегда с ребенком: водит в школу, забирает из школы, водит по секциям, делает, и проверят уроки ребенка. Иногда молодые родители заигрываются в такое воспитание, полагая, что старшее поколение лучше справляется с их функциями, оставляют детей у бабушек на всю неделю, а видятся с детьми только в субботу или воскресенье.

Смешно, но иногда дети рождаются, чтобы бабушке и дедушке не было скучно. В целом ситуация рассматривается с точки зрения привлечения «глубоко родственного» человека к воспитанию дитя, вместо «постороннего человека».

Характерно, что в неполной семье бабушка выполняет роль матери, а молодая мать выполняет роль отца – добытчика семьи.

altСледует обратить внимание.

Когда в одной квартире существуют несколько поколений, тогда возникает особая иерархия, подчиненность, суть в которой – роль бабушки и дедушки может быть очень велика. При этом в семье функции могут быть распределены так, что родители в лучшем случае перемещаются на место зарабатывающих и временно опекающих детей, в худшем – на места старших детей. Бабушка же становится основным организатором – стратегическим центром, который отвечает за семейную жизнь.

Предупреждение. 

Когда бабушка выполняет большинство функций родителей, то возникает ситуация чрезмерной вовлеченности в жизнь молодой семьи и это ведет к тому, что роли в иерархической лестнице распределяются не так, как хотелось бы молодой семье. Для бабушки нынешнее поколение родителей – это дети, с ними нужно соответственно вести себя. При этом все: бабушка, родители, дети, оказываются в двойственном положении – попытки молодых родителей взять власть в свои руки будут безуспешными. Бабушка, которая взяла бразды правления в свои руки, от няни отличается неуправляемостью, так как её участие «глубоко родственно», но не технично, как у няни.

Это только основные подходы к воспитанию детей, существуют и другие. Единственно, что нужно учитывать – все хорошо в меру, без всяких перегибов, нужно искать золотую середину. А как воспитывать Человека с большой буквы, решать вам – мой читатель.

Мой же выбор прост: любить ребенка просто за то, что он есть на свете безусловной любовью, стараться его понять, поддержать, принять таким, каков он есть, при любых обстоятельствах. Взаимность с его стороны не заставит себя ждать!

Любите детей, живите счастливо! (с) Vitapower.ru