Комлаенс compliance — согласие лечиться

0
3

Комлаенс,compliance,зож, здоровье, здоровье человека, здоровый образ жизниКомлаенс (англ. Compliance) в медицине — согласие пациента придерживаться прописанному режиму лечения.Это одна из самых острых и наболевших проблем российской медицины.

Приверженность лечению проявляется в четырех составляющих: пациент в назначенное время принимает лекарство, соблюдает дозировку (не меньше или больше), соблюдает здоровый образ жизни (зож), диету (лечебную), при этом имеет позитивный настрой и негативно не реагирует на лечение (некоторые говорят, что их лишили последней радости в жизни).

Не более 50% пациентов в долгосрочном периоде сохраняют комлаенс compliance приверженность определенному лечению. Для гипертонической болезни эта цифра не превышает 40%, для сахарного диабета и эпилепсии не превышает 50%, для гиперлипидемии не превышает 62%. В 25% случаев после 6 месяцев от начала приема происходит самостоятельная отмена гипотензивных препаратов. Но, если не принимать прописанные препараты, то они перестанут работать.

Трудности с приверженностью возникаются как у молодых, так и у пожилых; мужчины не хотят лечиться, предпочитая еду пожирнее, баню пожарче, алкоголь с большим градусом и побольше. Женщины часто ссылаются на то, что забыли, закружились, замотались. При этом экономить пытаются на своем здоровье как люди с достатком «ниже плинтуса», так и люди с хорошим достатком.

Причины отказа от комлаенса.

Причины отказа от комлаенса различны: наличие у пациентов психологических проблем, когнитивных нарушений (пациент не понимает зачем ему нужно лечение), отсутствие установленного контакта с врачом, сложность терапии, высокая стоимость препаратов и в комплексе лечения, плохая информированность о заболевании.

Все причины отказа от комлпаенса можно сгруппировать в три группы: причины связанные с больными (страх, неприятие лечения, некорректный прием препаратов); высокая стоимость лечения (особенно многокомпонентная); сложный режим приема назначенных препаратов.

Однако, могут присутствовать и проблемы с органами здравоохранения и страховыми компаниями (обеспечение льготников мед. препаратами, квоты на лечение), что затрудняет комплаенс.

Врач может оценить приверженность лечению следующими методами: задав прямой вопрос (многие врут), считать препараты (применимо в клинических исследованиях), измерение концентрации препарата (неприменимо в большинстве случаев), электронные мониторы (так же, как и предыдущий вариант).

Трудно определить в чем проблема неэффективного лечения — либо пациенту не подходит терапия, либо он не придерживается комлпаенса compliance. В таком случае мы лишь можем повысить приверженность compliance лечению. Нужно объяснить больному, зачем его пичкают таблетками, почему они дорогие, иначе он может саботировать прием.

Нужно настроить пациента на следование здоровому образу жизни. Читайте статью «Десять принципов здорового образа жизни» Однако, не стоит перебарщивать, потому что пациенты очень часто говорят, что доктора лишают их последних радостей в жизни.

Также можно привлечь пациента к непосредственному участию в лечению — созданию плана лечения. Главное — выдать рекомендации в читабельном виде. Учитывать следует и финансовые возмножности пациента, стоит подумать о дешевых эффективных аналогах.

Проблема приверженности compliance громадна, трудно её решить. Говорить о ней можно долго, решать ее стоит, так как не получиться полной отдачи от лекарственой терапии, если не соблюдается комлаенс compliance. Для решения проблеммы комлпаенса compliance нужны совместные усилия всех сторон лечебного процесса (медиков, пациентов).