Джон Максвелл – Воспитай в себе лидера

0
6

Джон Максвелл – Воспитай в себе лидераКнига Джона Максвелла «Воспитай в себе лидера» — поучительная книга, устанавливающие жесткие рамки самоконтроля на пути к восхождению на пик лидерства. Джон Максвелл дает надежду каждому человеку, говоря, что лидерство, это не закрытый клуб, что лидерству можно научиться, если есть сильное желание. Книга «Воспитай в себе лидера» освящает основные принципы лидерства, от читателей же лишь требуется желание освоить эти принципы и следовать им. Джон Максвелл в книге «Воспитай в себе лидера» делит людей на прирожденных лидеров, обученных лидеров, потенциальных лидеров, ограниченных лидеров.

1 ступень воспитания в себе лидера по Джона Максвеллу – усвоение определения лидерства.

Лидерство — это влияние (то есть способность приобретать последователей). Существуют следующие виды лидеров:

Уровень 1: Статус

Статус — базовый, начальный уровень лидерства. Это влияние, исходящее исключительно из должности, титула или поста. Человек, назначенный на ту или иную должность, может обладать определенной властью и возможностью управлять другими, но реальное лидерство — это нечто намного большее, чем просто власть, опыт, знания и следование определенным правилам.

Уровень 2: Одобрение

Как сказал Фред Смит, «лидерство — это умение убедить людей работать для вас даже тогда, когда они не обязаны делать это». Такое становится возможным лишь при переходе на второй уровень влияния. Людям все равно, много ли вы знаете, но они хотят знать, что вам не все равно! Лидерство начинается не с головы, а с сердца, идеальная среда для него — не строгие правила, а осмысленные, значимые взаимоотношения между людьми.

Уровень 3: Продуктивность

На этом уровне лидерства начинает происходить множество приятных событий. Возрастает прибыль, текучесть персонала сведена к минимуму, люди действуют с воодушевлением, потребности удовлетворяются, планы реализуются. На этом уровне работа буквально кипит. Быть лидером, влиять на людей — одно удовольствие, проблемы решаются при минимальных затратах сил, люди регулярно получают свежие статистические данные о деятельности организации и гордятся ее ростом. Каждый ориентирован на достижение результатов, результаты — вот главная причина всей деятельности.

Уровень 4: Наставничество

У настоящего лидера люди постоянно показывают отличные результаты. Величие лидера — не в его собственной силе, а в способности придавать силы окружающим его людям. Пускай даже вы достигли успеха, но если вы не подготовили последователей, то ваша победа — пиррова победа. Если основная задача работника — сделать порученную ему работу, то основная задача лидера — способствовать развитию людей, чтобы они смогли сделать порученную им работу.

Уровень 5: Личность/Уважение

¦ Ваши последователи преданы вам и готовы идти на пожертвования.
¦ Вы посвятили много лет воспитанию и обучению лидеров.
¦ Вы стали общественным или государственным деятелем, консультантом; люди стремятся получить вашу помощь и поддержку.
¦ Самая большая радость для вас — видеть, как люди развиваются и растут как личности.
¦ Ваш авторитет выходит за пределы вашей организации.

2 ступень воспитания в себе лидера по Джона Максвеллу – ключ к лидерству – приоритеты.

Джон Максвелл – Воспитай в себе лидераУспех можно определить как последовательное достижение заранее определенной цели. Из этого определения следует, что для успеха лидеру необходимо умение устанавливать приоритеты и способность направлять усилия для достижения поставленной цели. Я уверен, что эти качества — основа любого лидерства.

Принцип Парето: 20 процентов установленных целей и задач дают 80 процентов результатов,
ЕСЛИ вы сосредоточите свое время, энергию, деньги и труд персонала вашей организации на основных 20 процентах установленных вами целей и задач.

Способность правильно выделить из общего числа задач три или четыре наиболее важных необходима каждому лидеру. Жизнь, в которой все «как идет, так пускай и идет», в конце концов неизбежно станет жизнью, в которой ничего не идет. Джон Максвелл пишет о приоритетах: «В конце каждого месяца я составляю план на следующий месяц, сразу же устанавливая приоритеты. Расположив планируемые дела в порядке их важности и срочности, я прошу своего секретаря Барбару составить календарь мероприятий на следующий месяц. Если что-нибудь отнесено к категории «Большая важность/большая срочность», я сообщаю Барбаре, и она ставит это мероприятие на первое место. Все настоящие лидеры научились говорить «нет» хорошему, чтобы сказать «да» наилучшему».

3 ступень воспитания в себе лидера по Джона Максвеллу – стать цельной личностью.

Внутри каждого из нас происходит столкновение конфликтующих желаний. Никто, даже самый «одухотворенный» человек, не в силах избежать этого столкновения. Цельность личности определяет победителя в этой войне желаний. Каждый день мы сталкиваемся с ситуациями, когда приходится выбирать между «хочу» и «надо». Цельность личности создает предпосылки для правильного выбора в каждом подобном случае, определяет наше поведение в ситуации конфликта. Цельность личности объединяет наши слова, мысли и поступки в единое целое, так что ни слова, ни мысли, ни поступки никогда не расходятся друг с другом.

4 ступень воспитания в себе лидера по Джона Максвеллу – умение перемены в жизни обращать во благо себе и организации.

После того как лидер изменился сам и провел черту между «переменами ради перемен» и необходимыми переменами, он обязан стать агентом перемен в своей организации. В нашем мире, где все меняется так быстро, лидер должен находиться на переднем фронте, определяя направление дальнейшего роста и развития и показывая дорогу к новым целям.

Прежде всего ему следует усвоить две важнейшие составные части процесса осуществления изменений: во-первых, знать необходимые «технические требования», во-вторых, понимать значение позитивной установки и мотивации людей. И то, и другое играет важнейшую, решающую роль во всем процессе. Но чаще всего неудачи бывают следствием недостатка мотивации или неверной установки, а вовсе не нехватки технических знаний и навыков.

5 ступень воспитания в себе лидера по Джона Максвеллу – умение эффективно решать проблемы.

Победители, в отличие от остальных, не стали использовать свалившиеся на них беды в качестве отговорок. Они превратили свои «камни преткновения» в ступени к успеху. Они осознали, что свободны выбирать свою позицию, свое отношение к происходящему даже тогда, когда не в силах как-то повлиять на обстоятельства своей жизни.

Единственная моя проблема — это то, чему я позволил стать проблемой из-за неправильного отношения к происходящему. Проблемы могут остановить вас на какое-то время, но вы и только вы сами можете остановить себя навсегда. Выдающиеся лидеры понимают, что с ног сбивает не столько сильный, сколько неожиданный удар. Поэтому они всегда внимательно следят, не появятся ли признаки возможной проблемы, и оценивают свои возможности решить ее.

6 ступень воспитания в себе лидера по Джона Максвеллу – приобретение позитивной позиции в отношении к неудачам и проблемам.

Если на нашем разуме появляется «татуировка» негативного мышления, то наши шансы на постоянный успех резко падают. Мы не в состоянии долгое время играть роль. Если мы не верим, что обладаем тем или иным качеством, то не сможем постоянно выполнять действия, требующие проявления этого качества. Как часто мне приходится видеть людей, страдающих от самосаботажа из-за своего негативного мышления.

Вы способны добиться той цели, которую поставите перед собой. Кто сказал, что вы не умнее, не лучше, не выносливее, не трудолюбивее, не способнее, чем ваш конкурент? Неважно, если кто-то считает вас не способным на то или иное дело. Важно (и это единственная важная вещь), чтобы так не считали и не утверждали вы сами.

7 ступень воспитания в себе лидера по Джона Максвеллу – умение быть наставником и развивать людей.

Настоящий лидер всегда способствует росту и развитию людей, окружающих его: от этого зависит масштаб воплощения его мечты. Каждый лидер должен знать следующее:

Высокий моральный уровень, боевой дух организации укореняются в вере в лидера — человека, возглавляющего эту организацию.
Большинство людей полагают, что успех — это удача, и пытаются выиграть в лотерею под названием «жизнь». Но жизнь — это вовсе не лотерея. Успех становится возможным лишь в результате тщательного планирования. Он приходит тогда, когда благоприятная возможность встречается с тщательной подготовкой.

Всегда необходимо помогать людям повышать свою самооценку и чувство самоуважения. Совершенствуйте свое умение дать другим людям почувствовать себя стоящими и значительными.

Истинный секрет мотивации — создать условия, в которых интерес людей не будет угасать.

8 ступень воспитания в себе лидера по Джона Максвеллу – уметь видеть будущее организации.

Успешный лидер всегда ясно видит цель, к которой ему предстоит прийти. Ясное видение достигнутой цели дает энергию и силу идти вперед, преодолевая все препятствия. Такой лидер становится «миссионером», а его идеи распространяются среди последователей, наполняя их вдохновением и энергией. Чтобы люди смогли реализовать свою мечту, им необходимо единство. Если есть единство, то люди готовы трудиться часами, чтобы достичь общей цели, жертвуя личным ради общего, частью ради целого. Так творятся великие, исторические дела — и все потому, что у лидера есть четкое видение будущего!

Успешный лидер, находящийся на уровне 3, имеет три уровня видения:

Уровень 1. Восприятие: что видится в данный момент (объективная реальность). На этом уровне лидер слушает.

Уровень 2. Вероятность: что будет увидено (проницательность). На этом уровне лидер ведет других.

Уровень 3. Возможности: что может быть увидено (образ будущего). На этом уровне лидер живет.

Видение будущего — это мощное оружие в руках лидера. Он верит не только в возможность осуществления того, что видит внутренним взором, — он верит, что это должно быть осуществлено.

9 ступень воспитания в себе лидера по Джона Максвеллу – умение платить цену за лидерство – самодисциплина.

Каждый выдающийся лидер знает, что его обязанность номер один — самодисциплина и личностный рост. Если человек не умеет вести себя, то он не сможет вести других. Лидер не в состоянии увести людей дальше, чем продвинется сам. Но никто не может начать двигаться снаружи, не продвинувшись вначале внутренне! Великий лидер может встать во главе великой организации, но она будет расти лишь в том случае, если лидер готов «заплатить» за этот рост.

Вначале дисциплина — это решение делать то, чего очень не хочется делать, чтобы достичь того, чего очень хочется достичь. Через какое-то время дисциплина превращается в решение достичь того, чего очень хочется достичь, делая то, что теперь уже хочется делать! Человек может стать дисциплинированным и даже получать от этого удовольствие — через годы непрестанной практики.

10 ступень воспитания в себе лидера по Джона Максвеллу – развитие коллектива.

Выдающийся лидер создает команду людей, повышающих результативность общего труда. Влияние лидера и эффективность его работы начинают умножаться, распространяясь через его ближайшее окружение, а не складываться, как было бы, умножь он усилия в одиночку. Как говорил философ Ральф Уолдо Эмерсон, ни один человек не может помочь другому, не оказав одновременно помощи себе, и это — одна из прекраснейших наград в нашей жизни.

Вопреки всем проблемам, возникающим при развитии коллектива, о двух вещах можно говорить с уверенностью. Во-первых, лишь создав команду успешных игроков, можно добиться долговременного успеха. Во-вторых, постоянное преумножение возможно лишь тогда, когда мы создаем коллектив.

Человек будет работать усерднее, оставаться на работе дольше и достигать лучших результатов, если он любит свою работу. И это — неоспоримая истина. Сотрудник хорошо относится ко мне как лидеру, к остальным членам коллектива, к требованиям, предъявляемым коллективом, и к планам организации на будущее.