Куда ушло вчера? Мы все задавались этим вопросом в детстве, только теперь не понимаем, как могут наши дети этого не знать? Мы часто озадачиваем наших детей, обещая им поиграть через 5 минут, купить игрушку послезавтра. Ребенок плохо осознает понятие времени, для него часы и годы — почти одно и то же.
Для того, чтобы выработать умение пользоваться календарем, необходимо выяснить значение слов «вчера», «сейчас», «потом». Вчера-сегодня-завтра — самые запутанные термины. Удивительно для детей то, что сегодня становится вчера, а обещанное завтра не наступает, а вновь приходит сегодня.
Следует начать с последовательности было-есть-будет. Этот этап самый простой. Проговаривайте каждый день последовательность своих действий, комментируйте происходящее в настоящем, будущем, прошедшем временах. Сейчас мы пойдем завтракать, потом помоем посуду. Сначала подбери с пола машинку, а затем возьми солдатиков. Посмотрите альбомы с фотографиями ребенка.
Каким он был раньше, каким он стал сейчас, расскажите малышу о том, каким вы его видите в будущем. Также следует вовлекать в разговор и самого ребенка: чем мы занимаемся сейчас? Чем займемся позже? Приучите детей соблюдать порядок действий. Раскладывайте картинке в определенной последовательности, собирайте простые пазлы. Можно взять также рисунки В.Сутеева и поработать с ними. Задавайте вопрос ребенку: что было раньше? Что было потом?
День и ночь для детей.
Понятия дня и ночи ребенок схватывает быстро. Эти слова в речи взрослых повторяются довольно часто, ребенок учит эти слова. Объяснить, что же такое день и ночь стоит, ведь понятие день взрослые используют и для подсчета суток: два дня, три дня. В этом случае опускается факт, что ночь тоже прошла. Сутки — день и ночь, при этом день делиться на утро, снова день и вечер. Расскажите ребенку что ваша семья делает утром, днем, вечером, ночью. Рассматривайте картинки и определяйте, какое время суток на них изображено. Также объясните ребенку, что день, который прошел, получает название вчера, тот, который еще идет, получает название сегодня, а тот, что будет потом, — завтра.
Времена года для детей.
При изучении времен года детей стоит знакомить с календарем. Возьмите плакат, чтобы год был как на ладони. Стоит прочитать название месяцев, показать какие месяцы какой сезон составляют. Расскажите также о назначении календаря, самое простое упражнение с календарем — отрывание листочка из календаря или обведение в кружок дня и его вычеркивания.
Можно также изучение времен года превратить в игру: взять кубик и фишки, походить по всему году, начать с одного месяца, делая дополнительные ходы в субботу и отдыхая (пропуская ходы) в воскресенье. Цифры календаря можно также раскрасить, чередуя цвета. Также можно воспользоваться настенными календарями-книжками с яркими фотографиями пейзажей.
Часы, секунды, минуты для детей.
Знание времени опирается на знание числа, поэтому изучение этого нужно отложить до усвоения первичных математических сведений. Когда же малыш будет готов сосчитать дни и сложить их в неделю, нужно взять часы и поучиться определять время. Чтобы научить ребенка пользоваться часами, сделать нужно специальный циферблат (можно купить). На этом циферблате должны быть нанесены не только привычные цифры от 1 до 12, но и подписаны дневные часы от 13 до 24, а самое главное — проставлены минуты в большом круге (над 1 — 5 минут, над 2 — 10 минут, над 3 — 15 минут).
Затем нужно определить по какому из кругов какая стрелка идет, чем стрелки отличаются, как называются . Все изучение нужно привязать к жизни малыша: его расписанию, его режиму, его занятиям. Начинать изучение нужно с секунды — раз и она прошла. Что же можно успеть за одну секунду? Можно успеть сделать шаг, подпрыгнуть, нажать на клавишу клавиатуры. Обязательно проделайте эти действия, так вы закрепите пройденный материал.
Минута — стрелка секундная проходит целый круг. Что же можно успеть за это время? Гораздо больше, чем за секунду. Например 60 раз хлопнуть в ладоши, 60 раз моргнуть глазами. А уж за час… Можно сходить на прогулку.
Предложите ребенку игру: возьмите трехминутные песочные часы и предложите ребенку сделать какую-либо работу за это время — не медленнее, но и не быстрее. Поэкспериментируйте с песочными часами, секундомерами, водяными часами. Главное, чтобы приложили максимум фантазии, изобретательности и не сердились на ребенка за его ошибки. (с) vitapower.ru