Задержка развития ребенка

0
15

задержки развития ребенкаЗадержки развития ребенка могут возникнуть на основе серьезных оснований, часто сбои в развитии ребенка возникают еще в период беременности. Кора головного мозга формируется в период внутриутробного развития ребенка.

В 1 триместре идет закладка всех органов и тканей, включая особую моторную зону в лобной доли, отвечающей за двигательные функции. Любое негативное воздействие в этот период может помешать правильному формированию клеток мозга.


Таким препятствием могут быть инфекции, которыми женщина переболела в период беременности, родовые травмы (приведшие к кровоизлиянию в мозг), профессия (контакт с опасными веществами), плохая экология, сильные электромагнитные излучения, вредные привычки (алкоголь, наркотики, сигареты).

Вред, который был нанесен, приводит к перинатальным поражениям нервной системы (последствия — задержки моторного развития ребенка, задержки психического развития ребенка, задержки речевого развития ребенка). Этому риску подвержены 80% детей (данные центра здоровья детей РАМН). Перинатальные поражения нервной системы включают одностороннее нарушение мышечного тонуса, эпилепсию, водянку головного мозга, детский церебральный паралич. Степень тяжести зависит от того, какая причина их вызвала и когда произошел сбой: грипп в 1 триместре перенести гораздо опаснее, чем в 2 или 3 триместре беременности.

Чаще всего перинатальные поражения вызывает хроническая или острая гипоксия плода во время беременности. Нервные клетки мозга малыша перестают получать достаточное количество кислорода и глюкозы, которые служат им пищей и погибают. Хроническая гипоксия развивается при токсикозе или гестозе, острая — в родах из-за различных осложнений, например, пуповина обматывается вокруг шеи малыша и ему становится трудно дышать.

Как вовремя обнаружить задержку развития ребенка?

задержки развития ребенкаВажно обнаружить задержку развития ребенка как можно раньше, тогда у ребенка будет больше шансов преодолеть ее. Но часто бывает, что врачам не удается вовремя выявить отклонения. После родов новорожденный оценивается по шкале Апгар (выявляется степень гипоксии). В роддоме у ребенка также берется анализ крови на 5 серьезных генетических заболеваний (гипотиреоз, муковисцидоз, фенилкетонурию, адреногенитальный синдром, галактоземию). Это исследование призвано исключить врожденные патологии. Дальше новорожденный отдается на попечение педиатру, который и выявляет задержку в развитии ребенка. Педиатр, заметив задержку в развитии, направляет ребенка к неврологу. Однако не всегда педиатр может выявить задержки развития, если компетентность врача вас не устраивает (вы подозреваете задержку развтия, но не можете добиться того, чтобы ваши опасения были развеяны), то врача нужно менять. Обязательно показывайте малыша неврологу (в 1 месяц, в 3 месяца, в 6 месяцев и год) ради профилактики. Именно такой подход позволит вовремя обнаружить задержку в развитии ребенка.

Также можно делать УЗИ головного мозга ребенка, которое позволяет обнаружить кровоизлияния, поврежденные участки головного мозга и др. Энцефалограмма мозга ребенка позволяет оценить развитие коры головного мозга ребенка и возраст ребенка. Эти два исследования делают при подозрении на перинатальные повреждения нервной системы и наследственные патологии.

Ориентиры задержки развития ребенка.

Вердикт врачи не всегда могут вынести сразу. Диагноз «детский церебральный паралич» может быть поставлен не раньше года, «аутизм» ставится только после трех лет (в 3 года ребенка смотрит детский психиатр). До 3-х лет используется термин «задержка речевого развития», после 3 лет говорят о «общем недоразвитие речи».

Чем же вызвана такая неоднозначность? Анатомическое созревание мозга и нервной системы не полностью совпадает. Необходимо считаться с индивидуальными особенностями организма ребенка, так как многие начинают ходить в год, другие же в полтора года. Чтобы поставить окончательный объективный диагноз, нужно дождаться срока, к концу которого здоровый ребенок должен овладеть тем или иным двигательным, психическим навыком.

Нормы были выведены эмпирическим путем в итоге многолетних наблюдений, однако они не являются постоянными константами. Благодаря новым открытиям в медицине даты продолжают находится в состоянии «плавания». Врачам же приходится опираться на признанные наукой усредненные показатели, родителям же необходимо помнить о верхних и о нижних границах норматива.

Тревожные сигналы — сигналы задержки развития ребенка.

задержки развития ребенкаС 0 по 4 месяцев: зрачки малоподвижны или косят глаза не реагирует на громкие звуки, не замечает своих ручек (к 2 мес.), не хватает предметы (к 3 мес.), не улыбается маме и папе(к 3 мес), не держит головку (к 3 мес), не держит головку (к 3 мес), не гулит и не пытается имитировать звуки, не опускается на пяточки, если поставить его на твердую поверхность (к 4 мес.).

К 7 месяцев: мышцы на ощупь очень твердые или слабые, как у тряпичой куклы; постоянно слезятся глазки, есть повышенная чувствительность к свету; головка западает назад, когда ребенок сидит; тянет только одну ручку; не любит ласкаться; не подает признаков привязанности к маме; не тянет предметы в рот; не произносит радостных звуков (к 5,5 мес.); не перекатывается со спины на живот в обоих направлениях (к 6 мес.); не сидит сам (к 7 мес.).

К 1 году: не ползает или познает, но волочит при этом ноги; не стоит без опоры; не ищет предметы, когда видит, что их спрятали, не говорит ни одного слова; не использует жесты; не тыкает пальчиками на предметы и картинки, не ходит (к 19 мес.).

В 2 года: говорит меньше 15 слов, не использует предложения из двух слов; не имитирует поведение взрослых, их жесты, новые слова; не выполняет простых инструкций, не отличает большой предмет от маленького.

В 3 года: часто падает или с трудом преодолевает ступени; нечетко произносит слова; не пользуется горшком; не может построить башню из 4 кубиков; плохо манипулирует мелкими предметами; не может нарисовать подобие круга; не может говорить короткими фразами; не вступает в игру; не проявляет интереса к другим малышам; редко смотрит в глаза; мало интересуется игрушками.

Когда бить тревогу?

Если ребенок не засмеялся в 3 месяца, то необязательно то, что он болен, но если он не засмеялся в 6 месяцев, это уже явный признак психического отставания. Если ребенок весит больше чем положено ему, то сроки сдвигаются по естественным причинам. Если в 3 месяца ребенок весит 8 килограмм, то перевернуться на бок, встать на четвереньки ему трудно. Но только дополнительные исследования помогут установить истинную причину опоздания.

В большинстве случаев перинатальные поражения проходят для ребенка бесследно или почти бесследно. Врачи исправляют нарушения, но не до конца, у таких детей могут возникнуть трудности с поведением и небольшие проблемы с моторикой. Если врачи установили задержку развития ребенка, важно начать лечить вовремя. Иногда достаточно витаминов, массажа, легких сосудистых препаратов. В других случаях необходимы более интенсивные действия: прием ноотропов и др.

К реабилитационным центрам и занятиям с психологами нужно относится с осторожностью. Дети до 2,5 лет испытывают сильнейший стресс на таких занятиях, что может вызвать тики, недержание мочи, заикание. До 2-3 лет корректировать задержки в развитии должен невролог, ортопед и логопед. (с) vitapower.ru